Общественное здоровье и градостроительные решения

Cостоялась онлайн-конференция на тему: «Общественное здоровье и градостроительные решения: опыт реализации инфраструктурных проектов в период пандемии», сообщает АН "Строительный бизнес".

Организаторами мероприятия выступили АО «Мосинжпроект», ВЦИОМ и Фонд «Московский центр урбанистики «Город».


Весь этот год градостроительная отрасль выдерживает серьезный экзамен на прочность, работая в условиях пандемии. Многие найденные управленческие и технологические решения вошли в копилку лучших инновационных практик градостроительства. А особую актуальность сегодня приобрел подход Urban Health, ориентированный на развитие здоровой городской среды.


Здоровый город начинается с плана

Сегодня тема здоровых городов особенно актуальна, учитывая пандемийный период. И это движение набирает обороты – если в 2010 г. только 7 городов представляли Россию в проекте «Здоровые города», то сейчас их уже 123 из 28 регионов. И здесь главная задача – добиться качественных изменений в укреплении здоровья населения во всех стратегиях региона и муниципалитета.

Сейчас медицинская модель сохранения здоровья вытесняется социальной моделью, по которой здоровье – это совокупность целого ряда социально-экономических, культурных и внешне-средовых факторов и зависит от качества жилищных условий, планировочных решений, инфраструктуры для отдыха и др. А также это состояние полного психического, физического и социального благополучия. Однако в современных реалиях городского планирования последствия градостроительных решений довольно часто игнорируются. Поэтому уже идет разработка концепции и показателей качества застройки и планировки городского жилья, влияющих на здоровье и благополучие каждого жителя как большого города, так и поселка.


Но самое главное, что только концепция здорового городского планирования ставит во главу угла человека – в городе главный человек. До пандемии была иллюзия, что важнее всего в городе – экономика, а она состоит из денег, которые «живут» и растут в банках. Но когда Москва и Санкт-Петербург в период пандемии потеряли несколько миллионов человек, уехавших из этих городов, а бюджеты стали убыточными впервые за многие годы, наконец, стало понятно, что экономика идет от людей.

Городское планирование можно воспринимать однобоко – что это только экология, а на самом деле это большая совокупность факторов. Экология – это всего лишь 10-15% вклада в здоровье.

В целом человек должен иметь мотивацию к движению и возможность ее осуществить. Комфорт, безопасность и удовольствие – вот 3 кита здорового планирования. Человек должен испытывать удовольствие занимаясь спортом в безопасных пространствах, в комфорте, в парках и скверах, и просто во дворах на специальной площадке, а не теснясь на узкой обочине и не сталкиваясь с машинами.

Конечно, крупные города сегодня преуспели в этом направлении. К примеру, в Татарстане президент республики несколько лет назад принял решение, по которому любой водоем в каждом муниципалитете должен иметь ухоженную территорию для отдыха и занятия физической активностью, какой бы это водоем ни был. Также в каждом муниципалитете даже на уровне деревни должен быть построен бассейн как обязательный элемент инфраструктуры.

Но в других населенных пунктах проблема стоит особо остро, в региональных программах городское планирование, создание инфраструктурных объектов для здоровья – это самая больная тема и большая проблема, несущая немалые дополнительные затраты. А ведь кроме спортивных объектов для здоровья нужны и площадки, где можно расположить ярмарки для продажи полезных продуктов, овощей и фруктов – и это тоже создание объектов инфраструктуры. Но переломить мнение чиновников, что нужно тратиться на перепланировку, очень тяжело.

Кроме того, важна и доступность зеленых пространств. Так, по рекомендациям ВОЗ расстояние до них должно занимать 15-20 мин. пешком. Но не стоит забывать о такой группе населения, как инвалиды, которые около 80% времени проводят дома. И тут вопрос не в том, чтобы дойти до зеленой зоны, а вообще выйти из дома и дойти до ближайшей остановки транспорта. Иначе тогда должны быть целые кварталы и районы, где живут только молодые здоровые люди.

В целом полным ходом идет развитие технологий, продолжительность жизни увеличивается, а здоровье ухудшается, особенно после 60-летнего рубежа. Так же как и увеличивается количество инвалидностей, и забывать об этом при планировании городского пространства нельзя. У людей старше 60 лет также есть спрос на архитектурные и инфраструктурные решения, но градостроительство идет позади этого спроса и реагирует на него по ситуации, а не на опережение. Так, 1 м пандуса на готовом объекте стоит примерно 1 млн руб., но если закладывать все необходимое в нормы Градостроительного кодекса заранее, то это не будет практически ничего стоить.

Столичный опыт

В Москве, как в крупнейшем городе, проблема здоровья крайне беспокоит жителей. И конечно, в прошлом году самым большим инфраструктурным объектом стал инфекционный госпиталь в Вороновском, который нужно было построить в кратчайшие сроки. И московские строители совершили рекорд – за месяц был возведен капитальный объект, который будет работать еще десятилетиями. Для сравнения – только процедура согласования подключения всевозможных сетей занимает 18 мес. В пик стройки на объекте работало 11 тыс. человек. И уже 20 апреля исполнился год, как госпиталь принял первых пациентов.

И это, конечно, не последний значимый объект – до 2023 г. Москва планирует построить еще 64 объекта здравоохранения, в том числе крупные капитальные объекты.

Но, как мы уже выяснили, общественное здоровье – это не только здравоохранение и медицина. Поэтому Москва в предыдущие годы ввела несколько больших спортивных объектов, к примеру, СК «Лужники», где любой может заниматься спортом и поддерживать свое здоровье.

Конечно, зеленое строительство не так развито в Москве, как например, в США, но комплекс «Зарядье» - это первый пример зеленого подхода. Сейчас реализуется проект на Павелецкой площади, который уже называют вторым Зарядьем, и его планируется сдать в октябре. Кроме того, в Москве построено около 100 экологических объектов и еще около 200 находятся в стройке.

Здоровье подразумевает и развитие общественного транспорта, и уменьшение количества личных автомобилей. Сейчас для этого строится Большая кольцевая линия метро. При этом риски для здоровья москвичей из-за загрязнения воздуха снизились на гигантские 13%, несмотря на чудовищные пробки и трудную жизнь в мегаполисе. И причины тому – модернизация автомобильного парка Москвы и дорожное планирование, развязки, увеличение общественного транспорта.

Казалось бы, ни один российский город не может сравниться с Москвой в части инфраструктурных решений, но, однако, только жители ВАО полностью довольны своим округом. И речь идет не только о наличии поликлиник, но и о том, что жители имеют возможность и средства заниматься своим здоровьем, понимая, что это важно. Поэтому строительство инфраструктурных объектов здравоохранения и спорта в городе будет продолжено. При этом важна и плотность городского населения, критерии которого отсутствуют, но сегодня ковид толкает к их поиску.


Время перемен

Когда заходит речь о новых экологичных решениях, то на ум сразу приходят зеленые технологии. Но многих волнует их окупаемость. И в большей степени это связано с тем, что строительная отрасль крайне консервативна – никто не хочет что-то менять, если есть риски.

Но прогресс не стоит на месте, поэтому нельзя точно сказать, что произойдет удорожание строительства, зачастую оно даже удешевляется, потому что зеленые технологии долгосрочного использования и требуют меньше технических условий для подключения. А окупаемость начинается уже через 3 месяца после ввода.

Сегодня много городов мира используют зеленые решения в своей архитектуре за неимением свободных пространств – делают зеленые крыши, балконы, вертикальные фасады. И, наконец, первые зеленые каркасы появляются и у нас – сейчас их делают в Татарстане. И будущее зеленого строительства неизбежно. Как ни странно это звучит, но нужно сказать «спасибо» ковиду, что зеленые технологии входят в нашу жизнь. И ключ к зеленому строительству – это люди и их привычки.

Так, например, раньше никто не задумывался о парадоксальности ситуации, когда ежедневно нужно вставать в 6 часов утра, добираться 2 часа до работы в переполненном транспорте или по загруженным дорогам, чтобы выполнить какие-то задания, которые легко сегодня можно сделать в дистанционном режиме. А ведь это также влияет на окружающую среду и наше здоровье. Как показали опросы, 70% населения готовы работать в гибридной схеме – дома и около 1 часа по необходимости в офисе. А в связи с этим возрос спрос на загородное жилье – у многих появилось желание переехать за город на постоянное место жительства, лишь изредка по необходимости возвращаясь в города.

И тут как нельзя кстати будут полезны новые технологии – солнечные панели, 3D принтеры и др. Так, например, в Тюмени есть удивительные объекты, которые в 2 раза меньше используют энергии, в них лучше микроклимат, отсутствуют кондиционеры и др.

Пандемия не только обострила наше внимание к здоровью, но и ухудшила образ жизни – появилась невозможность выйти из дома. Поэтому важно постоянно напоминать о здоровье и создавать условия для его поддержания. А пандемия кончится рано или поздно. И если здоровье будет образом нашей жизни, то никакая пандемия на него не повлияет.




ВСЕ НОВОСТИ: http://www.giprogor.ru/news



Новости градостроительства