Как московское метро превращается в подземный город

Открытие сразу десяти станций метро в Москве, произошедшее 7 декабря, стало обольшим событием. Такой одновременный запуск случился впервые за современную историю московского метрополитена, что еще сильнее укрепило за столичным метро статус одного из самых динамично развивающихся в мире. Сайт "РИА Недвижимость" рассказал, как и благодаря чему в последние годы развивается московская подземка.

Впервые в истории

Открытый вчера участок Большой кольцевой линии имеет протяженность 20 километров и включает десять станций: "Терехово", "Кунцевская", "Давыдково", "Аминьевская", "Мичуринский проспект", "Проспект Вернадского", "Новаторская", "Воронцовская", "Зюзино" и "Каховская". Он относится к юго-западной части Большой кольцевой линии и является одной из самых сложных и в то же время самых важных ее частей. Прежде всего потому, что он тесно переплетается с уже существующей сетью и связан пересадками с семью другими линиями метро и двумя станциями Московских центральных диаметров.

Темпы и масштабы работ без преувеличения можно назвать ударными. По словам заммэра Москвы по строительству Андрея Бочкарёва, на пике здесь было задействовано порядка 16 тысяч человек. На момент сдачи в эксплуатацию, когда основные работы были завершены, суммарно на участке трудились около 8 тысяч метростроевцев.

При этом ускорить запуск участка помогла координация строительства с применением цифровых моделей объектов, отметил чиновник. "Работа над Большой кольцевой линией привнесла много нового в процесс цифровизации подземного строительства, в том числе в процесс коммуникаций между всеми участниками в ходе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию метрокольца", - пояснил он, подчеркнув, что такая система помогает выявлять возможные проблемы и своевременно вносить корректировки.

Также цифровая система позволяет оптимизировать использование трудовых ресурсов, добавил Бочкарёв. Технология, в частности, помогла снизить трудозатраты на каждую станцию и соблюсти сроки в острый период пандемии COVID-19, когда подрядчики были ограничены в возможности привлекать рабочих. Принятые меры позволили на 15-20% снизить численность персонала без ущерба выполнению плана.


Значимость открытия подчеркнуло участие в нем президента Владимира Путина, который поздравил москвичей с запуском новых станций. "Впервые в истории отечественного метростроения запускается сразу десять станций. Разумеется, поздравляю вас всех с этим событием, с этим успехом. В общей сложности с сегодняшнего дня будут работать 22 станции Большой кольцевой линии, это почти 44 километра пути и 90 километров однопутных тоннелей - гигантская по своим масштабам работа", - сказал президент.

Подземный город

Строительство самой БКЛ – четырнадцатой линии столичного метро – началось в конце 2011 года. Рабочим названием было "Третий пересадочный контур", поскольку первым пересадочным контуром условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия. Впоследствии пользователи портала "Активный гражданин" выбрали название "Большая кольцевая линия".

Первый участок – от станции "Деловой центр" до станции "Петровский парк" – был открыт в феврале 2018 года, а полностью кольцо замкнется в 2023 году. "Ее полный пуск даст ощутимый эффект - действующие линии метро станут свободнее до 30%. У горожан появятся множество альтернативных вариантов коротких поездок между районами, и они будут экономить до 30 минут в пути ежедневно. Уже через несколько лет БКЛ в рабочие дни будут пользоваться около 750 тысяч человек, что сделает ее одной из самых популярных линий", - привел расчеты заммэра по транспорту Максим Ликсутов.

Он уточнил, что Кольцевая линия разгрузится до 30%, Арбатско-Покровская – до 22%, Филёвская – до 21%, Калужско-Рижская – до 18%, а Таганско-Краснопресненская – до 17%.

По словам столичного градоначальника Сергея Собянина, этот проект – самый сложный и самый востребованный в транспортной системе города. Сложный, потому что под Москвой строится целый подземный город, пояснил мэр. "И все это строительство ведется в действующем городе, пересекаются действующие линии железной дороги, метрополитена, автомобильные магистральные дороги, проезжая часть автомобильных дорог сужается, создавая проблемы во время строительства, все это дает громадную сложность, и технологическую, и организационную, и даже политическую", - рассказал Собянин.

Протяженность БКЛ составит 70 километров с 31 станцией, и это явление не только в отечественном метростроении. Она станет самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего "чемпиона" среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро длиной в 57 километров.


"Учитывая объем пассажирских перевозок на 1 километр линий, московское метро работает в гораздо более сложных условиях по сравнению с другими мировыми столицами. Я бы поставил наш метрополитен на первое место, потому что таких показателей мы не встретим ни в одном мегаполисе", - подчеркнул руководитель НПО "Транспорта и дорог" Института Генплана Москвы Игорь Бахирев.

Новые станции – новый бизнес

По мнению экспертов, новый участок столичной подземки не только увеличит доступность метро для жителей близлежащих районов, но и простимулирует развитие практически всех сегментов недвижимости в этих локациях.

"Традиционно открытие новых станций метро дает толчок к развитию практически всех сегментов недвижимости, от стрит-ритейла до жилья. Оценивая влияние на развитие районов, стоит учитывать, что это престижное западное направление, а каждая открытая станция – это улучшение транспортной доступности и, следовательно, увеличение пассажиропотока. Наиболее оперативно отреагирует на изменения сегмент стрит-ритейла", – считает, в частности, директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли консалтинговой компании Colliers Тимур Рывкин.

В свою очередь директор департамента консалтинга и аналитики консалтинговой компании Knight Frank Ольга Широкова отметила, что, хотя большинство открывшихся станций расположены в районах с уже сложившейся застройкой, в части из них запланирован значительный объем строительства нового жилья по программе реновации и в рамках застройки промзон. Вместе с новым жильем в обновляемых районах появится и коммерческая застройка, в том числе офисы.
Бочкарёв обратил внимание, что, помимо капитализации жилья и прочей недвижимости, роста стоимости, который может составлять около 15%, станции дают городу и новые рабочие места.

Быстро, красиво и безопасно

Говоря о запускаемом участке Большой кольцевой линии, Путин в целом отметил масштабность строительства московского метро. "К 2023 году планируется, что всего в Москве будут 293 станции и сеть линий общей протяженностью 530 километров. Так что мэр ведет себя осторожно, говорит о ближайших только перспективах... Сергей Семенович, я уверен, что все это будет реализовано, все планы будут не только сверстаны, но и задачи, поставленные городским руководством, будут решены", - сказал он.


На данный момент в городе 281 действующая станция. Московский метрополитен был открыт еще в 1935 году, но по-настоящему серьезный рывок в его развитии сделан в последнее десятилетие. С 2011 года построено уже 100 новых станций, включая Московское центральное кольцо, и разветвленность сети выросла в полтора раза.

Впереди, помимо завершения БКЛ, дальнейшее продление Сокольнической линии на юг, Люблинско-Дмитровской линии на север, Солнцевской линии на запад до аэропорта "Внуково". Также в 2023 году появится новая Троицкая линия, а после 2023 года на север будет продлена Арбатско-Покровская линия до станции "Гольяново", откроются Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская линии. Еще в рамках развития метро строятся новые электродепо и благоустраивается прилегающая территория.

На эти цели закладываются значительные средства в городском бюджете. "Москва ежегодно расходует две трети адресной инвестиционной программы (АИП – ред.) на решение самой главной проблемы — транспортной. Она одинакова во всем мире, в любом городе. Хоть в Чикаго, хоть в Нью-Йорке, хоть в Пекине – везде одно и то же. И решают ее одними и теми же методами: развитием общественного транспорта", – рассказал Собянин.

Как признал Морис Леруа, экс-министр по вопросам городской политики Франции, работающий сейчас в городском техзаказчике строительства метро, Москва давно выиграла негласную гонку с Парижем по развитию внеуличного рельсового транспорта. "Когда мы видим бурное развитие метро в Москве, такое количество новых станций, то понимаем, Париж не успевает за такими темпами. И это несмотря на то, что мы начали свою программу раньше, чем соответствующее решение приняли в российской столице", – подчеркнул эксперт.

Однако московское метро не только отличается беспрецедентными темпами своего развития. Как отмечал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, бывший до недавнего времени главным метростроителем столицы, московский метрополитен является самым красивым, безопасным и быстрым в мире. "Это грандиозное событие, такое количество станций ввели впервые с запуска первой очереди метро еще в 1935 году. Новыми станциями будут ежедневно пользоваться около 600 тысяч человек… Поздравляю москвичей с этим событием! Мы с коллегами активно занимались проектом БКЛ на протяжении всех десяти лет моей работы в стройкомплексе столицы. Как один из авторов этого проекта, я горжусь масштабной работой метростроителей и хочу поблагодарить их за усердный труд, результаты которого теперь могут увидеть все москвичи и гости столицы!", – написал зампред правительства на своей странице в соцсети Instagram. Согласно планам, в 2035 году длина линий московской метро может достигнуть 670 километров.
 

 



ВСЕ НОВОСТИ: http://www.giprogor.ru/news