В Стратегии пространственного развития до 2025 года появилось понятие «городская агломерация».
Сформулировано понятие «городской агломерации» как совокупности компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тысяч человек. Они связаны совместным использованием инфраструктурных объектов и объединены трудовыми и социальными связями, что позволит определить приоритеты и направить их на поддержку таких точек экономического роста.
Документом определены основные направления развития опорных населенных пунктов - центров предоставления услуг для жителей сельских территорий.
«Стратегия – «живой» документ и он должен своевременно адаптироваться к актуальным вызовам. СПР является основанием для разработки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, отраслевых стратегий и ряда других документов. Учет новых трендов пространственного и социально-экономического развития не только для крупных и крупнейших агломераций, но и городов с меньшей численностью населения, малых городов в текущих условиях расширит фокус внимания государства при определении приоритетов в развитии территорий», - отметил директор департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Дмитрий Дегтярев.
«Утвержденные изменения в стратегию пространственного развития институционализируют решения, принятые в 2021 году после разработки и запуска инициатив Правительства. Среди важнейших – интеграция в стратегию мер инфраструктурного меню (бюджетные инфраструктурные кредиты, реструктуризация бюджетных кредитов, меры поддержки институтов развития), которые позволяют регионам реализовать инициативные проекты по развитию инфраструктуры, прежде всего, в городах и агломерациях. Кроме того, в стратегию «внедрены» вопросы развития инфраструктуры в опорных населенных пунктах», - прокомментировал директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Дмитрий Землянский.
По его словам, включение в стратегию термина «городских агломераций» несколько выравнивает ситуацию с реальной практикой. «Во-первых, многие регионы уже определили и утвердили состав городских агломераций и для городов с населением менее 500 тысяч человек (ранее в СПР были обозначены крупные городские агломерации с населением более 500 тысяч человек) – изменения в документе снимают часть правовых проблем. Во-вторых, ряд мер, изначально формировавшихся для агломераций - например, проекта развития дорожной инфраструктуры, фактически реализуются в региональных центрах и крупных городах, а не только в агломерациях», - отметил Дмитрий Землянский.
«Стратегия – «живой» документ и он должен своевременно адаптироваться к актуальным вызовам. СПР является основанием для разработки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, отраслевых стратегий и ряда других документов. Учет новых трендов пространственного и социально-экономического развития не только для крупных и крупнейших агломераций, но и городов с меньшей численностью населения, малых городов в текущих условиях расширит фокус внимания государства при определении приоритетов в развитии территорий», - отметил директор департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Дмитрий Дегтярев.
«Утвержденные изменения в стратегию пространственного развития институционализируют решения, принятые в 2021 году после разработки и запуска инициатив Правительства. Среди важнейших – интеграция в стратегию мер инфраструктурного меню (бюджетные инфраструктурные кредиты, реструктуризация бюджетных кредитов, меры поддержки институтов развития), которые позволяют регионам реализовать инициативные проекты по развитию инфраструктуры, прежде всего, в городах и агломерациях. Кроме того, в стратегию «внедрены» вопросы развития инфраструктуры в опорных населенных пунктах», - прокомментировал директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Дмитрий Землянский.
По его словам, включение в стратегию термина «городских агломераций» несколько выравнивает ситуацию с реальной практикой. «Во-первых, многие регионы уже определили и утвердили состав городских агломераций и для городов с населением менее 500 тысяч человек (ранее в СПР были обозначены крупные городские агломерации с населением более 500 тысяч человек) – изменения в документе снимают часть правовых проблем. Во-вторых, ряд мер, изначально формировавшихся для агломераций - например, проекта развития дорожной инфраструктуры, фактически реализуются в региональных центрах и крупных городах, а не только в агломерациях», - отметил Дмитрий Землянский.