В России ведется самое масштабное за всю ее историю строительство инфраструктуры. По замыслу властей, развитие транспортной инфраструктуры послужит драйвером роста всей экономики страны. О реализации транспортных проектов, дороге до Персидского залива, частной железной дороге, перспективах метро в регионах, а также о важнейших для российского импорта грузовых портах, рассказал в интервью «Интерфаксу» вице-премьер РФ Марат ХУСНУЛЛИН.
- Марат Шакирзянович, «дорожный» нацпроект можно назвать самым успешным в строительном блоке. Расскажите о результатах работы в этом году.
- Всю работу в дорожном строительстве мы разделили на несколько блоков: ремонт существующей дорожной сети и строительство новых магистралей. Первое полугодие уже сейчас показывает очень хороший прирост по сравнению с прошлым годом: федеральных, региональных и местных дорог построили и отремонтировали в три раза больше — порядка 5500 км, на 16% больше уложили в регионах асфальта – около 36 млн кв.м.
Мы взяли для себя психологически высокую планку – всего в этом году планируем уложить более 180 млн кв.м. дорожного покрытия. Для достижения этой цели используем среди прочего опережающее финансирование в виде казначейских кредитов – 120 млрд рублей, что позволит до конца года привести к нормативу порядка 3 тыс. км региональных дорог.
Всего же, согласно принятому пятилетнему плану, до 2027 года мы построим и отремонтируем более 140 тыс. км дорог. Цели амбициозные, работы много, однако мы продолжаем сохранять набранные темпы, наращивать объёмы работ и всегда стараемся двигаться с опережением графика там, где это возможно.
- Какие масштабные проекты вы бы выделили?
- Здесь стоит сказать о транснациональных коридорах — это трасса «Россия» от Санкт- Петербурга до Владивостока и коридор «Север-Юг» от Мурманска с выходом на Казахстан и Азербайджан.
Напомню, строительство трассы «Россия» разделено на этапы: Москва-Казань, Казань-Екатеринбург, Екатеринбург-Тюмень, выход на Омск, и дальше – интеграция в существующую трассу.
Безусловно, одним из самых ожидаемых запусков в этом году является участок магистрали М-12 от Москвы до Казани. Здесь мы идем опережающими темпами, строители на объекте работают круглосуточно, в любую погоду. К сентябрю планируем подготовить трассу к запуску до Арзамаса в Нижегородской области – это 308 км. А в декабре рассчитываем закончить еще 394 км и поехать уже до Казани, куда от Москвы можно будет добраться за 6,5 часов.
Так же активно идут работы и по второму коридору «Север-Юг». В первом полугодии с опережением сроков было открыто движение на обходе Аксая в Ростовской области и на дальнем западном обходе Краснодара. На этом же транспортном маршруте в 2024 году запланировано открытие обхода Твери, его протяженность составляет 64 км.
Кроме того, в следующем году планируем закончить работы на участке от Краснодара до Крымского моста.
Отдельное внимание мы уделяем интеграции новых субъектов России и развитию кольцевого маршрута вокруг Азовского моря, а также строительству новой дороги Джубга – Сочи.
Но и на этом мы не останавливаемся: в настоящий момент мы прорабатываем варианты развития международного транспортного коридора «Север – Юг» вдоль Каспийского моря через территории Азербайджана, Ирана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана с выходами в порты Бендер-Аббас и Чахбехар в Персидском и Оманском заливах.
- Как вы оцениваете развитие железнодорожной инфраструктуры России за последние годы, каковы планы на будущее?
- Системная работа в этом направлении отлажена хорошо, развитие железных дорог ведется в соответствии с намеченными планами. В целом по стране за последние годы построено и введено в эксплуатацию порядка 415 км новых, дополнительных и станционных путей, обновлена контактная сеть на протяжении 370 км. Кроме этого, мы дополнительно обеспечили электричеством почти 260 км и построили 110 искусственных сооружений.
Если говорить о пассажирских перевозках, то знаковым проектом последних лет стал, безусловно, Московский транспортный узел. Мы смогли интегрировать с метрополитеном Московское центральное кольцо, а сейчас в него включаются и железнодорожные диаметры. Этот опыт – использование железнодорожного транспорта для пассажирских перевозок внутри городов-миллионников, мы намерены тиражировать и активно внедрять. Я считаю, что это очень перспективное направление для Санкт-Петербурга. В городе есть «коридоры», частично есть необходимая инфраструктура, – нужно развивать систему городских электричек так же, как это происходит в Москве. Конечно, потребуется модернизация старых и строительство дополнительных путей, но это лучше, чем строить «с нуля».
Кстати, аналогичный проект есть и в Казани; уверен, что и другие крупные города постепенно включатся в эту работу.
Стоит добавить, что параллельно мы работаем над созданием инфраструктуры для запуска скоростных электричек в городах Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. К тому же не менее важно сейчас и южное направление, когда есть ограничения выезда за рубеж, и люди устремились на юг на отдых. Мы работаем над этим.
- Есть ли планы по строительству железных дорог на севере, в труднодоступных районах?
- Хочу заметить, что глубоко на север дороги уже построены, сейчас необходимо увязать их с выходом на Северо-западный бассейн, дав тем самым возможность выхода к балтийским портам. Стоит задача создания удобных и экономически выгодных коридоров транспортировки ресурсов.
Например, у нас есть проект Северного широтного хода, сейчас он в стадии проработки и проектирования. В настоящее время мы рассматриваем возможность привлечения внебюджетного финансирования, да и регион готов вкладывать свои деньги. Кроме того, прорабатываем проекты строительства железных дорог до портов Северного морского пути.
Я вообще считаю, что надо дать возможность частникам строить больше транспортной инфраструктуры, развивать инструменты государственно-частного партнерства. А мы со своей стороны поможем.
- Давайте обратимся к теме метро. На протяжении многих лет подземка активно развивалась только в Москве. Однако сейчас такие проекты стали запускаться и в других городах страны. Расскажите, пожалуйста, подробнее о будущих проектах метро.
- В 2021 году был запущен механизм инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Только в прошлом году мы распределили между регионами 1 трлн рублей на 947 таких проектов. Так вот, 238,5 млрд рублей инфраструктурных бюджетных кредитов, выделенных на эти проекты, было направлено как раз на строительство метро и метротрамваев в разных городах. И в результате это позволило запустить проекты метро в Нижнем Новгороде, Самаре и Санкт-Петербурге, а также начать проектирование и строительство метротрамваев в Красноярске и Челябинске.
Что касается планов, то в Нижнем Новгороде будут продлены Автозаводская и Сормовско-Мещерская линии метро. Уже до конца 2025 года на новом участке Автозаводской линии мы планируем ввести две новые станции и построить более 4 км тоннелей. Сейчас строители уже разрабатывают стартовые котлованы, а непосредственно тоннелепроходческий щит мы планируем доставить в город в сентябре этого года. Добавлю, что на строительство метрополитена Нижнему Новгороду одобрено 58 млрд рублей в виде ИБК.
Самарская область, также уже имеющая собственное метро, в рамках кредита на 10,4 млрд рублей планирует построить более двух километров линии и ввести в эксплуатацию новую станцию «Театральная». Ее предполагается расположить в самом центре города, рядом с площадью Куйбышева и Самарским театром оперы и балета им. Шостаковича. В соответствии с проектом, станция свяжет административный и культурный центр города с промышленными районами. Сейчас уже построены два стартовых котлована и готовятся к запуску тоннелепроходческие комплексы для строительства перегонных тоннелей, активно идут работы по устройству котлована станционного комплекса.
- Отдельно хотелось бы спросить о планах по развитию метро в северной столице.
- Благодаря средствам ИБК, в Санкт-Петербурге будут построены участки Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до «Путиловской», и Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Морской фасад». Проекты предусматривают возведение станции, вестибюлей и административного здания станции. Их реализация запланирована на 2024-2025 годы.
- А как обстоит дело с проектами метротрамваев в Красноярске и Челябинске?
- В Красноярске планируется построить ветку метротрамвая протяженностью более 10 км, где в центральной части города разместятся 4 подземных и 2 наземных остановочных пункта: на улицах Копылова, Шахтеров и Карла Маркса, а также в районе железнодорожного вокзала и на Площади Революции. Планируется, что линия будет запущена в эксплуатацию и заработает в 2026 году. Замечу, что на реализацию этого проекта выделено почти 90 млрд рублей в виде инфраструктурного кредита.
Не менее интересный проект намечается у нас и в Челябинске. Здесь, помимо строительства ветки метро, перед строителями поставлена задача восстановления уже имеющейся трамвайной сети, предстоит также еще и замена подвижного состава. Оценивая свои возможности, строители планируют в 2026 году «подарить» городу свыше 11 км обновленных линий метротрамвая с тремя наземными и тремя подземными остановками. Таким образом, скоростной легкорельсовый транспорт Челябинска свяжет Северо-Запад и Металлургический район города с железнодорожным вокзалом. Сейчас здесь ведутся инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, продолжается разработка проектно-сметной документации.
- В последнее время увеличилась роль водного транспорта. Как развивается инфраструктура морских портов?
- Сейчас строительство и реконструкция такой инфраструктуры развернуты в крупнейших портах Арктического, Дальневосточного, Каспийского, Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов. Среди них можно выделить проект создания морского перегрузочного комплекса СПГ в бухте Бечевинская Камчатского края, который позволит сократить маршрут и увеличить объем перевозок углеводородов на Северном морском пути для дальнейшей его реализации в Азиатско-Тихоокеанском бассейне. Проектный объем перевалки через новый комплекс составит до 21 млн тонн в год!
Кроме того, продолжается реконструкция инфраструктуры стратегически важного порта Петропавловск-Камчатский. Напомню, он расположен в незамерзающей бухте вблизи Северного морского пути, имеет удобные якорные стоянки и места перевалки, в том числе специализированные терминалы для обработки различных видов грузов. Дальнейшая модернизация портовой инфраструктуры позволит нарастить объем поставок продовольствия и других грузов для местных жителей, что в перспективе положительно отразится на качестве жизни людей в регионе. Завершить реконструкцию инфраструктуры этого объекта мы планируем в декабре следующего года.
Хочу отметить, что одновременно ведутся работы и на другом конце России – в городе Пионерский Калининградской области. Здесь возводится морская портовая инфраструктура, которая призвана обеспечить полноценное транспортное сообщение региона с основной территорией России и доставку в регионы строительных материалов и грузов. В будущем порт должен стать одним из крупнейших инфраструктурных сооружений Северо-Западного федерального округа.
- Еще одно важное направление – авиация. Как развивается авиационная инфраструктура в регионах?
- Решая эту задачу, мы в первую очередь активно занимаемся модернизацией аэропортов. Это важно, как для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, так и с точки зрения повышения связанности регионов, развития внутренних авиаперевозок и экономик субъектов. Сейчас мы продолжаем реконструкцию 36 аэропортов, в том числе в 18-ти мы реконструируем взлетно-посадочные полосы. Планируется, что в 11 аэропортах до конца текущего года работы будут завершены: это Елизово в Петропавловске-Камчатском, аэропорты в Кирове, Якутске, Усть-Камчатске, Усть-Нере, Черском, Вилюйске, Певеке, Перми и в ряде других.
- Марат Шакирзянович, ранее вы говорили, что каждый рубль, вложенный бюджетом в транспортную инфраструктуру Москвы, дает три рубля частных инвестиций. А какой экономический эффект даст строительство портов, аэродромов, дорог и метро по всей России?
- Есть универсальная и простая формула расчета эффективности вложений в транспортную инфраструктуру: чем плотнее город, тем больше эффект. Например, Москва сделала оценку всей недвижимости, построенной в радиусе 1,5 км от новых железных дорог и метро. В итоге, с учетом уже уплаченных налогов, при ведении бизнеса все эти проекты окупились.
Если же считать комплексно, с учетом экономии времени при передвижении людей и грузов, то выгода получается еще более ощутимая. Самое главное, что транспорт при этом служит драйвером развития территорий: как только улучшается транспортная доступность того или иного района, там непременно появляется полноценная жизнь, территория заселяется; а это в свою очередь генерирует поток инвестиций в новое инфраструктурное строительство.
Источник: «Интерфакс»
ВСЕ НОВОСТИ: http://www.giprogor.ru/news