Актуальность разработки эффективной, отвечающей современным требованиям градостроительной документации сегодня обусловлена в первую очередь необходимостью обеспечения реализации приоритетных национальных проектов.
Заявленные в рамках целевой стратегии объемы жилищного строительства должны обеспечить новый качественный уровень жизни российских граждан, а это невозможно без комплексного планирования развития территорий, их инфраструктурного обустройства, обеспечения защиты от природных и техногенных процессов и катастроф, сохранения культурного и природного наследия.
На решение всех этих непростых задач направлена система подготовки градостроительной документации и управления земельными ресурсами. Между тем в российском градостроительстве сложился ряд системных проблем, без решения которых вместо повышения эффективности градостроительной документации мы получаем усиление административных барьеров, как следствие – затягивание инвестиционных процессов, неудовлетворенность населения и представителей бизнеса, слабую экономическую эффективность проектов развития территорий.
Среди основных проблем можно выделить следующие:
- Низкое качество градостроительной документации, вызванное отсутствием установленных требований к разработчикам, и как следствие – демпинг и недобросовестная конкуренция при участии в конкурсах (среднее снижение цены контрактов достигает 68%). Сегодня практически возникает угроза утраты ведущих градостроительных институтов страны.
- Отсутствие в утверждаемой части документов территориального планирования (ДТП) экономических показателей, что исключает их взаимную дополняемость и взаимосвязь со стратегическими документами социально-экономического развития.
- Утрачена зависимость вида и содержания градостроительной документации от типа поселения (советское градостроительное законодательство и ГрК РФ 1998 г. устанавливали такую дифференциацию).
- Переход на двухстадийное градостроительное зонирование (функциональное в генплане и территориальное в ПЗЗ) без установленной взаимосвязи этих зон привел к длительной и сложной процедуре управления земельными ресурсами и внесения изменений в утвержденную градостроительную документацию.
- Включение в утверждаемую часть документов территориального планирования перечней объектов привело к необходимости корректировки всего документа из-за отдельных объектов для включения их в бюджетные и инвестиционные программы.
- Длительный срок согласования градостроительной документации вследствие перехода от градостроительной экспертизы (традиционно связанной с безопасностью жизнедеятельности) к английской модели согласования размещения объектов «всех со всеми» (7 месяцев – установленный срок по законодательству и годами длящиеся согласования по фактическим ситуациям).
- Отсутствие единого регулятора сферы архитектуры и градостроительства и как следствие – рассогласованность нормативного правового регулирования, проводимого федеральными органами исполнительной власти (Минстрой России, Минкультуры России, Минэкономразвития России).
- Отсутствие единых цифровых стандартов для ДТП, ПЗЗ и ППТ и требований к информационным системам управления развитием территорий.
Вызовы. Отсутствие гибкой системы градостроительного планирования в условиях сохранения нормативной правовой базы индустриальной эпохи приводит не только к накопленному отставанию от развитых стран в прикладных научных исследованиях и разработанных технологиях цифрового пространственного моделирования, но и к низкой эффективности градостроительной документации.
Решения. Для решения перечисленных проблем предлагается совершенствование института градостроительного планирования по следующим направлениям:
- Дифференцировать градостроительную документацию по типам поселений, выделить отдельный порядок для внесения изменений в ДТП и ПЗЗ.
- Осуществить переход к единому документу планирования градостроительного развития на основе генерального плана и правил землепользования и застройки – пространственной стратегии (стратегический генплан) с определением стратегических приоритетов развития городских территорий на основе выделения зон различной градостроительной активности и упразднения перечня планируемых объектов федерального, регионального и местного значения с их заменой на показатели развития инфраструктур (границы и местоположение объектов следует определять при подготовке ППТ и ПКР) и показатели качества городской среды.
- Осуществить переход на информационное параметрическое моделирование градостроительного развития (по аналогии с информационными моделями BIM) с различным горизонтом планирования городского развития.
- Рассмотреть возможность создания единого федерального центра компетенций по градостроительству с наделением его полномочиями:
– по разработке и апробации новых методов градостроительного проектирования;
– по разработке и координации реализации генеральных планов крупных городов;
– по обновлению стандартов и методической базы градостроительной документации;
– по созданию базового образовательного центра для государственных и муниципальных служащих;
– по созданию центра аккредитации проектных организаций;
– по созданию и выполнению функций оператора ситуационного центра мониторинга развития территорий.
Положительный эффект может быть достигнут только комплексным решением всех предложенных мер при их дальнейшей детализации на следующих этапах.