"С точки зрения психологии мост – нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики – нет. Для этого моста нет грузов", — заявил Иванов.
Он также отметил что для строительства моста необходимо пройти по тайге 536 км от Комсомольска-на-Амуре до точки на континенте, где наиболее узкий пролив. "Так вот: 536 км — по Хабаровскому краю — это обойдется гораздо дороже, чем сам мост", — подчеркнул Иванов.
Вопрос о строительстве стационарной переправы на Сахалин неоднократно поднимался с середины XX века. Проект тоннеля между Сахалином и материком задумывался еще в 50-х годах прошлого столетия, но тогда реализовать его не удалось. В 2007 году вопрос о соединении берегов мостом или тоннелем подняли вновь. В июне 2018 года президент РФ Владимир Путин отметил важность перехода для жителей Сахалина, а в сентябре указал, что реализация проекта существенным образом раскроет потенциал портов острова, но нужно понять объем перевозок. Стоимость проекта предварительно оценивалась примерно в 540 миллиардов рублей.
Напомним, строительство транспортного перехода на Сахалин через пролив Невельского предусмотрено утвержденным правительством РФ комплексным планом модернизации развития магистральной инфраструктуры. При этом, согласно документу, реализовать проект планируется лишь "при условии подтверждения прогнозной грузовой базы", "финансировании из внебюджетных источников", а также "при дополнительном финансовом обеспечении".
Проект включает создание железной дороги длиной 585 км от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино к проливу Невельского и затем к станции Ныш на Сахалине, а также самого перехода длиной 6 км. В ходе проекта должно быть обеспечено развитие ж/д инфраструктуры для грузовых перевозок в сообщении с островом в объеме до 36,9 млн тонн. Предполагаемые сроки реализации — 2019-2024 годы.
Строительство моста на остров Сахалин с материковой части России потребует больших расходов, но его появление кардинально изменит жизнь региона с точки зрения торговли и развития туризма, сообщил транспортный эксперт, управляющий партнер ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов.
"Вопрос связанности с Сахалином можно решать не только мостом, но и нормальной регулярной судоходной линией. Но в целом мост - это же не только про грузы на Сахалин, мост - это про десятки разных дополнительных историй, которые родятся после того, как мы свяжем Сахалин с Россией. Это не только нефтегазовые истории, это про туризм, жизнь, развитие регионов и так далее", - считает Безбородов.
Он согласился, что формально государству никакой прибыли от инвестиций в строительство моста не будет. "Но и от Крымского моста никакой прибыли формально государству нет, но все постепенно улучшается. Если будет еще один регион с транспортной доступностью – это будет очень хорошая история. С точки зрения расходов (на строительство моста на Сахалин – ред.) – они большие, но это новая другая жизнь. Регионы станут по себе другими. Это изменит картину кардинально", - отметил эксперт.
По мнению Безбородова, для развития тихоокеанской торговли на Сахалине нужно будет построить контейнерный хаб. "Контейнеры расползаются все дальше и дальше, там будет торговля, если построить мост. Если не построить, то это так и останется медвежий угол", - добавил эксперт.