Закон о едином механизме комплексного развития территорий (КРТ) в регионах предусматривает возможность осуществлять комплексное развитие территорий при наличии адресных программ сноса и реконструкции многоквартирных домов, формируемых региональными властями.
Решение о комплексном развитии территории, по задумке авторов, может принять как региональное правительство, так и правительство РФ. Также сохранена возможность проведения КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории.
Реализовать проект комплексного развития территории может как сам инициатор программы, так и выбранное для этого юридическое лицо. Право осуществления КРТ разыгрывается на аукционе или конкурсе, участвовать в котором будет возможно только при наличии в последние пять лет опыта участия в капитальном строительстве общим объемом не менее 10% от утвержденного в проекте КРТ.
"Закон, который сегодня принимается, — это серьезный шаг вперед по решению проблем людей, которые живут в аварийном жилье, ветхом (...) нам надо решать проблемы с домами, которые были еще в императорский период, и в советское время понастроены", — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Спикер также предложил создать рабочую группу из глав профильных комитетов Госдумы для контроля за реализацией и нормативным обеспечением принятого закона, чтобы "буквально через три месяца собраться и посмотреть, что сделано в регионах".
Редакция законопроекта к первому чтению была подвергнута жесткой критике — все ответственные комитеты-соисполнители Госдумы, поддержав инициативу концептуально, отметили необходимость внесения значительных изменений, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская призвала авторов отозвать законопроект. Также к значительной доработке документа призвали Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Ко второму чтению документа ряд подвергавшихся наибольшей критике положений был изменен.
50% АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ
Так, из закона изъята норма о застройке территории КРТ как участка, не менее 50% которого занимают аварийные и ветхие дома и объекты. Теперь документ предусматривает включение в территорию КРТ только аварийных и подлежащих реконструкции по федеральным критериям зданий, а также ветхих построек, критерии для которых должны утверждать сами регионы.
Такими критериями могут стать физический износ конструкций выше установленного местными нормативами уровня, время постройки здания в определенный, выбранной регионом период "индустриального домостроения" и превышение стоимости капитального ремонта дома над федеральными нормами.
"Мы ушли от этого понятия (не менее 50% территории с аварийными домами — ИФ). Попало три дома — значит, три дома, не попадает других — значит, ничего. Те, которые аварийные, попадают в КРТ — граница обводится, эти аварийные дома сносятся, на их месте строятся новые", — пояснил соавтор законопроекта, глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев "Интерфаксу".
Поправками также проведено более четкое разделение между комплексным развитием территорий жилой и нежилой застройки и незастроенных территорий.
Как отметил Москвичев, принятый закон позволит включать в КРТ и индивидуальное жилье (ИЖС) в случае согласия его собственников.
"Если индивидуальные дома будет попадать в КРТ, то по рыночной цене — или выкупаться будут, или равноценно-равнозначно (меняться — ИФ), но никаких самовольных решений без согласия собственников не будет", — сказал Москвичев "Интерфаксу".
При этом изъятие для КРТ земель с объектами индивидуальной и блочной застройки, не соответствующими установленным федеральным или региональным критериям для попадания в программы, специально исключено одной из поправок.
УЧЕТ МНЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ
Изменению подверглась и предлагаемая процедура согласования программ комплексного развития территорий с собственниками сносимых домов. Ранее критике подвергалось отсутствие в законопроекте кворума, необходимого для принятия на собраниях собственников жилых помещений решения о включении дома в программу КРТ. Новыми изменениями уточняется, что собрание собственников помещений в многоквартирном доме в данном случае признается правомочным при участии граждан, имеющих не менее половины голосов от общего числа. В то же время для принятия решения о включении многоквартирного дома в территорию КРТ все еще требуется 2/3 голосов собственников и не менее одной трети — для решения о выходе дома из программы комплексного развития.
Порядок участия зданий в КРТ дополнен еще одним этапом голосования на собрании собственников — для принятия решения о реализации программы и начале расселения дома. В данном случае потребуется также не менее 2/3 от всех голосов владельцев помещений. Кроме того, в голосовании на общих условиях теперь будут участвовать владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах.
В то же время принцип определения количества голосов, принадлежащих каждому собственнику помещений, в документе не прописан.
Согласно принятым во втором чтении поправкам, после включения жилого здания в КРТ заключение договора о переходе права собственности и возмещении либо обмене остается обязательным.
Как пояснил "Интерфаксу" Москвичев, "Гражданин примет решение сам — у него будет право выбора" между равноценным денежным возмещением стоимости старой квартиры и предоставлением равноценного жилья.
УЧЕТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Поправки ко второму чтению также прописывают необходимость соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия при реализации проектов КРТ — отсутствие соответствующих норм в редакции первого чтения отмечал профильный комитет Госдумы. Теперь перечень включенных в КРТ объектов культурного наследия, подлежащих сохранению, а также требующих специальных работ по их сохранению, должен быть прописан в решении о комплексном развитии.
Законопроект был внесен в Госдуму 18 сентября группой парламентариев: членами Совета Федерации Николаем Журавлевым, Олегом Мельниченко, Андреем Шевченко и депутатом Госдумы Евгением Москвичевым.