Так, закон сокращает срок внесения изменений в правила землепользования и застройки и устанавливает предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и ПЗЗ органами охраны объектов культурного наследия. Данные меры призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
В соответствии с новым законом Правительство РФ наделяется полномочиями по определению перечня и порядка оказания электронных услуг в градостроительной сфере.
Кроме того, документ устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
- неприменение установленного запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее десяти рабочих дней;
- проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
- проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
- обязательную и бесплатную передачу застройщику, завершающему строительство, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.
Кроме того, закон позволяет не проводить госэкспертизу проектной документации на соответствие техническим требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости. Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.
Кстати, именно в этом законе появилась поправка в часть 17 статьи 3.3 ФЗ № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», которая продлевает до 1 января 2022 года возможность выдачи займов членам СРО из средств компфондов саморегулируемых организаций в качестве меры поддержки в условиях «коронакризиса».
Напомним, инициатором идеи с займами и продления действия данной меры после 1 января 2021 года выступило Национальное объединение строителей. В НОСТРОЙ считают, что финансовая помощь строительным компаниям в виде льготных займов не теряет актуальности «в условиях экономической нестабильности и возрастающих угроз своевременной реализации поставленных перед строительной отраслью целей и задач». Пока что (за четыре месяца) строительные СРО выдали своим членам в виде займов 2,5 миллиарда рублей (более миллиарда из этой суммы направлено на зарплату строителям), но в нацобъединении подсчитали, что потенциал данной меры превышает 20 миллиардов.
Быть активнее в этом деле саморегуляторам мешают «законодательные пробелы» и слишком высокие требования к заёмщикам. Кроме того, слишком узок список целевых назначений заёмных средств. Именно поэтому в настоящий момент данная мера финансовой помощи стройкомпаниям оказалась «не реализованной в полной мере».
Чтобы повысить доступность займов для строителей, в НОСТРОЙ сформулировали предложения с очередной правкой законодательства и представили их «федеральным органам государственной власти для рассмотрения по существу».