Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала»

Период сдачи проекта - 2015 г.  

Актуальность подготовки генерального плана обусловлена:

• Развитием городского округа "город Махачкала" как крупнейшего и развивающегося центра Северо-Кавказского Федерального округа
• Развитием ГО "город Махачкала" как столичного центра Республики Дагестан и формирующегося центра Прикаспийского региона
• Развитием ГО "город Махачкала" как центра складывающейся Махачкалинской агломерации
• Необходимостью разработки документов территориального планирования муниципального образования, соответствующих требованиям современного законодательства Российской Федерации

Целями разработки Генерального плана являются:

• Создание условий для достижения устойчивого социально-экономического и сбалансированного территориально развития ГО «город Махачкала»;
• Повышение уровня использования градостроительного потенциала;
• Создание комфортных условий для жизнедеятельности населения и благоустройства бизнеса-климата;
• Определение резервных территорий для территориального развития, организация инвестиционных площадок различного хозяйственного использования;
• Определение благоприятных предпосылок и условий для развития Махачкалинской агломерации;

Задачами разработки Генерального плана являются:
• Градостроительная адаптация Стратегии социально-экономического развития территориальной зоны «Махачкала» до 2025 года (в части развития ГО «город Махачкала»);
• Определение «точек роста» - ключевых объектов, которые стали бы локомотивами развития территории;
• Организация «городского фасада» городского округа;
• Укрепление экологического каркаса;
• Выявление транспортного каркаса;
• Подготовка проектных предложений по решению междисциплинарных вопросов в составе развития Махачкалинской агломерации;

Генеральный план городского округа «город Махачкала» выполнен ОАО Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» в соответствии с муниципальным контрактом № 01-2014/Г от 01.09.2014 г.
(Последний Генеральный план города был выполнен в 1993г., но по ряду причин не был реализован).

Генеральный план городского округа «город Махачкала» является документом территориального планирования и направлен на создание условий для устойчивого сбалансированного социально-экономического развития территории городского округа. Генеральный план входит в общую систему проектно-планировочной документации градостроительного развития Республики Дагестан и подчинен общим целям и задачам ее территориального планировани.

Основные проблемы города:

• Дефицит территории для нового строительства в пределах города
• Хаотичность существующей застройки, нарушение преемственности в планировке города
• Недостаточное использование рекреационных возможностей территории городского округа
• Необеспеченность объектами социальной инфраструктуры в полной мере
• Недостаточное развитие улично-дорожной сети, особенно на периферии, неупорядоченный общественный транспорт
• Высокая степень износа инженерных сетей
• Дефицит мест приложения труда

Махачкала - предпосылки развития:


Транспортная инфраструктура. Перспективы:

• Транзитные транспортные грузопотоки на железнодорожном транспорте выводятся на периферию города. Предусматривается строительство объездной железной дороги. Планируется перенос железнодорожного вокзала в пос. Красноармейский;
• Создание комфортной транспортно-коммуникационной среды, оптимальной для различных функ-циональных зон и районов городского округа;
• Строительство и реконструкция дорожно-уличной сети;
• Строительство путепроводов, развязок в разных уровнях и пешеходных подземных переходов;
• Развитие удобного общественного транспорта (как в черте городского округа, так и в рамках формирующейся агломерации);


Экономическое развитие. Перспективы:

Коммерческо-деловое:
моздание многофункциональных зон (на основе зон производственного назначения) и строительства новых административно-деловых центров
Научно-образовательное:
формирование условий, стимулирующих переход на постиндустриальное развитие, базирующегося на информационных и коммуникационных технологиях, услугах с высокой добавленной стоимостью, финансовом секторе, высокотехнологичных и наукоемких производствах (в отраслях судо-, авиа-, автомобилестроения, производства электрооборудования и радиоэлектроники)
Транспортно-промышленное: 
формирование прикаспийского инновационного парка, где будет производиться обслуживания товарных потоков из Европы, Средней и Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также организация крупного межрегионального транспортного мультимодального узла
Рекреационное:
Формирование санаторно-курортной зоны (Приморская зона) и общественно-деловых зон, (где могут размещаться гостиницы для приёма туристов, Spa-комплексы, аквапарки, выставочные комплексы и дегустационные залы и т.д.)


Жилищный фонд. Перспективы:

В течении расчетного срока жилищный фонд городского округа Махачкала планируется увеличить с 11,2 млн. кв. м до 22,65 млн. кв. м, что позволит увеличить среднюю жилищную обеспеченность с 15,7 кв.м/чел. до 26,9 кв.м/чел.
Объем нового жилищного строительства составит 12,43 млн. кв. м.
В структуре нового жилищного строительства на долю многоэтажного жилья в границах городского округа приходится 49,3%, в границах г. Махачкала —73,1%.
Общая площадь территорий, планируемых под размещение объектов жилого назначения, составит 2097,8 га.


Основные природоохранные мероприятия предлагаемые проектом:

• Разработка документации по обоснованию санитарно-защитных зон от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, и при необходимости, проведение мероприятий по сокращению СЗЗ, где они не выдержаны по отношению к нормируемым объектам;
• Реализация планировочных решений с соблюдением санитарно-защитных, шумовых и охранных зон, режимов санитарных разрывов магистральных газопровода и нефтепроводов;
• Сохранение неотведенной под иные нужды территорию зоны. Махачкалинского лесопитомника, присоединив к ней прилегающие с запада участки земель учебно-опытного хозяйства. Площадь питомника составит 58 га;
• Запрещение движения автомобильного транспорта в границах планируемой особо охраняемой территории на горе Тарки-Тау;
• Размещение новых городских очистных сооружений на территории левобережья р. Шураозень вне границ водоохранной зоны;
• Развитие единой системы озелененных территорий в виде элементов природно-экологического каркаса городского округа.


Решенные задачи:

• Определен перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения

• Выявлены территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций

• Определены основные направления улучшения экологической обстановки

• Определены зоны планируемого размещения объектов, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления

• Определены основные направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

• Выявлены зоны с особыми условиями использования территории

• Выявлены зоны различного функционального назначения, определены параметры их планируемого развития

• Разработаны основные направления градостроительного развития территории