По мнению эксперта, обязательные разделы проекта закона должны быть дополнены наиболее актуальными темами, определяющими новые подходы в регулировании архитектурно-градостроительной деятельности. К ним Макаров относит следующее:
• Естественность «выращивания» общественно значимых архитектурных объектов только на поле архитектурного искусства, где царствует уважение к предпроектным исследованиям и публичным конкурсам, не конфликтующее с начинающимся массовым переходом в неведомое цифровое полувиртуальное будущее.
• Переход от различных абстрактно «уполномоченных органов» к построению единой системы исполнительной власти в области регулирования архитектурной и градостроительной деятельности, образуемой одним федеральным органом архитектуры и градостроительства, региональными органами архитектуры и градостроительства, органами государственной экспертизы проектной и градостроительной документации, Российской академией архитектуры и строительных наук, а также Федеральным центром аналитического и научно-методического обеспечения территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
• Определение обновлённого статуса «Главного архитектора субъекта РФ, главного архитектора муниципального образования», потерянного в многолетней практике «псевдорегулирования» градостроительной деятельностью по закону 2004 года, не предусматривающему личную профессиональную ответственность за её результаты.
«Появлению главных архитекторов мы обязаны императрице Екатерине II: в 1763 году её указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо» был логично продолжен введением в 1775 году должности Губернского архитектора. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны Москва поимённо знала всех главных архитекторов городов страны», — напоминает Вячеслав Макаров и предлагает собственное определение статуса главного архитектора: «Региональные и местные органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, возглавляют главные архитекторы, непосредственно подчиняющиеся главе исполнительного органа власти и несущие ответственность перед будущими поколениями за профессиональное проведение на соответствующей территории градостроительной политики, формируемой на основе уважения системы традиционных ценностей, природного и культурного наследия общества, недопущения ущерба общественным интересам».
Источник: http://sroportal.ru/