К конкурентным преимуществам Дербента, в первую очередь, следует отнести геополитическое положение города и бренд города, связанный с историческим и духовным статусом Дербента и историко-культурным и духовным потенциалом, обусловленным его древней историей.
Территориальное планирование городского округа «город Дербент» базируется на следующих положениях социально-экономического развития города:
• увеличение на расчетный срок общей численности населения городского округа «город Дербент» до 171,1 тысяч человек за счет снижения смертности, стабилизации рождаемости и положительного сальдо миграции;
• достижением на перспективу (2032 год) обеспеченности населения города жильем в размере около 24 квадратных метров на человека.
• увеличением количества учреждений социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт и т.д.) до нормативного уровня, в том числе:
строительство новых школ, общей емкостью 11058 мест, детских дошкольных учреждений – новое строительство на 4900 мест, новых больниц на 1680 мест и поликлиник – на 4340 посещений в смену;
• стабильное развитие экономики города, увеличение объёмов промышленного производства на расчетный срок Генерального плана городского округа «город Дербент»
• обеспечение потребностей экономики города Дербента в рабочей силе на уровне 85 тысяч рабочих мест
• развитие объектов коммерческо-деловой сферы (финансы, кредит, страхование, оптовая торговля, операции с недвижимым имуществом, информатизация, связь) на базе строительства новых административно-деловых центров, модернизации существующих офисных зданий и развитие необходимой для их обслуживания инфраструктуры;
• создание спортивно-оздоровительных и развлекательно-рекреационных комплексов, обеспечивающих возможности отдыха жителей городского округа «город Дербент».